На заседание коллегии администрации городского округа был вынесен вопрос,odnokanal связанный с оптимизацией городской системы здравоохранения.

        Денег на лечение все меньше…

О ситуации острого недофинансирования и необходимости оптимизировать сеть структурных подразделений городской системы здравоохранения информировал Владимир Вячеславович Соколовский, главный врач муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская больница».

Из-за «бюджетного маневра» Минфина, который означает перераспределение средств федерального бюджета в ущерб социальной сфере, медицину оставляют один на один с долгами, образовавшимися в результате реформы. Вместо корректировок системы финансирования, с учетом реальных потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи, Минздрав дал понять, что выделения средств на цели погашения кредиторской задолженности в системе ОМС не предвидится.

Понятно волнение главного врача МБУЗ ЦГБ: на 1 января 2016 года кредиторская задолженность (сумма долга организации, надлежащего возврату кредиторам) составила 36,2 млн. рублей, в том числе просроченная — 16,1 млн. рублей. В ее структуре наибольший удельный вес имеет задолженность по медикаментам — 79%, или 29 млн. рублей. (Медикаменты, как пояснил Владимир Вячеславович, это не только таблетки, мази, растворы и другие привычные лекарственные формы — это и необходимые расходные материалы для работы диагностического оборудования, реагенты для лабораторных анализов, перевязочные материалы, и прекратить их приобретение за неимением средств — значит остановить работу всей системы).

Остальные долги приходятся: на продукты питания — 2,7 млн. руб., содержание помещений — 2,1 млн. руб., коммунальные услуги, охрану объектов — 2 млн. руб., транспортные услуги и другие расходы — 0,4 млн. рублей.

Заметим, что все расходы — обоснованные, санкционированные, но при этом — финансово не обеспеченные. Как такое может быть? Разве цель реформы — обанкротить больницы? Почти: пока все сводится к ликвидации неэффективных с финансовой точки зрения медучреждений. Вот и в Междуреченске главный врач с нескрываемой болью заговорил о том, что существующая разветвленная сеть структурных подразделений ЦГБ нуждается в «оптимизации». — Наша больница не является типовой, в ее составе 47 отдельно стоящих зданий (или частей зданий), расположенных на территории городского округа, а есть еще ФАПы в отдаленных поселках, — напомнил В.В. Соколовский. — Поэтому на обеспечение лечебно-диагностического процесса (консультирование больных, проведение диагностических мероприятий, стерилизация медицинских материалов, доставка белья в прачечную и обратно, обеспечение больных питанием, доставка медикаментов в отделения и т.д.) больни ца несет дополнительные, очень существенные финансовые затраты.

Тарифным соглашением в системе ОМС Кемеровской области была определена единая структура расходов для всех медицинских организаций. Фактически же в нашей больнице расходы по текущему содержанию вдвое больше, а по статье «лекарственные средства» они вдвое уменьшены. (При плане 63 млн. руб. в 2015 г. на текущее содержание направлено 100 млн. руб., а на  лекарства вместо 64 млн. руб. — 33 млн. руб.). Необходимо отметить, что тарифы на энергоносители в Междуреченске значительно выше, чем в Новокузнецке и Кемерове (соответственно, на 69% и 20%). Поступающие в больницу средства в первую очередь направляются на оплату защищенных статей расходов — заработной платы персонала и начислений на оплату труда, коммунальных и транспортных услуг. Поэтому приобретение лекарственных средств финансируется по остаточному принципу.

Для оптимизации расходов в минувшем году реализован ряд мероприятий, принесших МБУЗ ЦГБ суммарный экономический эффект более 5 млн. рублей: привели в порядок и оптимизировали использование электро-  и санитарно-технического оборудования; сэкономили на фонде оплаты труда 1,4 млн. рублей, сократили транспортные расходы , отказались от нескольких используемых площадей.

Но ситуацию усугубляет  то, что бюджет фонда ОМС напрямую зависит от полноты поступления налогов от промышленных предприятий, при их недостатке финансирование медицинских услуг пропорционально уменьшается. Так, в 2016 году бюджет ОМС уменьшен по сравнению с 2015-м на 22 млн. рублей, при одновременном росте цен примерно на 15% по всем статьям расходов…

 Глава городского округа С.А. Кислицин поинтересовался, нельзя ли добиться от фонда ОМС корректировки с учетом специфики города, где большая часть трудоспособного населения занята во вредных и опасных производственных условиях угольной отрасли, есть и экологические, климатические негативные факторы воздействия на здоровье, значит, и расходов на сбережение здоровья населения должно быть больше?

В.В. Соколовский отметил, что выходил с подобными вопросами на уровень дирекции территориального фонда ОМС. — Корректировка муниципального задания в течение года проводится, но речь о минимальных передвижках средств, по отношению к нормативам, в рамках действующей инструкции о распределении этих средств, — отметил В.В. Соколовский. — В соответствии с законом об ОМС, финансирование зависит только от половозрастного состава прикрепленного населения и — от уровня самих организаций, но не учитывает структурные особенности медучреждений.

Владимир Вячеславович подчеркнул, что не хочется рушить то, что имеем, любая реорганизация — это болезненное мероприятие, но не делать ничего нельзя, поскольку сеть учреждений ЦГБ в ее нынешнем виде нежизнеспособна, и нужно искать пути выхода. Единственным выходом сегодня видится объединение всех объектов медицины в пределах одного квартала. Это позволило бы не распылять  имеющиеся ресурсы. К примеру, лучевая диагностика представлена сегодня разрозненными по городу кабинетами, это приближает услугу к населению, но накладно с точки зрения обслуживания всех рентгенустановок и помещений, нерационально используются кадры, простаивает оборудование. Если же сгруппировать все оборудование, то работу можно вести в две смены.

Решением коллегии предусмотрено создание рабочей группы для «оптимизации» сети структурных подразделений МБУЗ ЦГБ. Будут просчитаны все экономические и социальные эффекты от переводов и закрытий, выработана пошаговая программа действий, не на один год, чтобы достичь разумного баланса между доходами и расходами городской больницы.

В тему. По оценке ВОЗ, Россия сегодня по финансированию здравоохранения стоит на 70-м месте в мире, по эффективности – на предпоследнем, в рейтинге из  55 мест. Для сравнения, во многих странах Европы доля расходов на здравоохранение превышает 9 — 12% ВВП, что почти в три раза больше, чем в России: 3,4% от уровня ВВП в 2016 году. При отсутствии роста расходов на здравоохранение в 2015 - 2017 годах базовые проблемы системы не решаются и нарастают, как опухоль.

Переход с 2013 года на так называемое одноканальное финансирование (название не отражает сути — определенные финансовые обязательства несут и региональный, и местный бюджеты), на фоне оптимизации, при которой сокращают койки, кадры и финансовую обеспеченность, уже привел к росту общего показателя смертности в России. Сократилась доступность медпомощи (выросли сроки ожидания консультации у врача и диагностических исследований, пациенты дольше ждут госпитализации, специалиста может просто не быть в учреждении). Увеличились стоимость и объемы платных  медуслуг.

Союз пациентов и Национальная медицинская палата обратились с открытым письмом к правительству РФ, Совету Федерации, Госдуме, Минфину и Минздраву, требуя не снижать расходов на здравоохранение в 2016 году. «Это является большой ошибкой и может привести отрасль к катастрофе», — считает известный доктор, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

 

(Газета «Контакт», 31 марта 2016 г.)