Пиво представляет собой слабоалкогольный напиток, получаемый в результате естественного сбраживания пивного сусла1413972145 podrostkovoe-pyanstvo2 специальными видами дрожжей. Содержание алкоголя в нем составляет в среднем 4-5 объемных процентов (% об.).

Полезно или вредно пиво?

Пиво содержит многие биологически активные вещества, включая витамины А, В, Р,  минеральные вещества (фосфаты), углеводы, высокомолекулярные белки, азотистые вещества, благоприятно влияющие на обменные процессы в организме. Горькие вещества хмеля улучшают процесс пищеварения.

По мнению чешских врачей, пиво обладает многими полезными свойствами: повышает работоспособность и физическую активность, снимает нервное напряжение, препятствует развитию атеросклероза, гипертонии, остеопороза. В Чехии пиво включают в рацион хоккеистов национальной сборной, полярников. Но… дневная норма не должна превышать 0,5 л в сутки ( +/- 100 мл в зависимости от пола и возраста). Нельзя пить пиво при гипертонии, хроническом гепатите, хр. заболеваниях почек. А также людям с избыточным весом, т.к. пиво стимулирует аппетит. Недаром большой живот у страстных поклонников этого напитка получил название «пивная  мозоль».

Ученые США дают следующие рекомендации суточного потребления алкогольных напитков для взрослого человека: 45 мл напитков, содержащих алкоголя 40% об, 300 мл вина или 365 мл пива средней крепости (4-6% об).

Неумеренное потребление пива, как и любого другого алкогольного напитка, может привести к формированию патологической зависимости. Пивной алкоголизм известен давно в Германии и Чехии.  

Любители пива, потребляющие его в больших количествах, рискуют своим здоровьем. У них может сформироваться так называемое «пивное сердце» – огромных размеров орган, ставший таким в результате перекачивания большого количества жидкости. В Баварии, где пьют пиво в больших количествах, тысячи людей становятся инвалидами в 25-28 лет из-за болезней сердца. Цирроз печени у людей, пьющих много пива, регистрируется чаще, чем у тех, кто злоупотребляет  крепкими спиртными напитками и вином.

Немного истории:

Пиво – самый древний алкогольный напиток в истории человечества. Первым сведениям  о приготовлении пива с использованием ячменного солода  около 9 тыс. лет. Древние народы знали множество сортов пива, в том числе горькое ячменное и мягкое с добавлением меда. У славянских народов первое упоминание о пиве относится к 448 году.

В древности отсутствовали жесткие требования к рецептуре пива: в дело шли мед, корица,  ароматные травы, анис, можжевельник, дубовая кора. В 15-16 веках варили пиво с лечебными свойствами: розовое, полынное, шалфейное, медовое и др., пока в 1516г. баварским герцогом Вильгельмом IV не был принят закон о чистоте пивного производства, согласно которому запрещалось использовать какие-то компоненты, кроме солода, хмеля, воды и дрожжей (подобный состав пиво сохраняет до сих пор).

Потребление пива в России

Российское отечественное пивоварение не обошлось без катаклизмов, поскольку в его процесс то и дело вмешивалось государство и не всегда продуманно и эффективно. Первый удар мимо цели – первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством в 1910г., в результате которого последовало закрытие пивных лавок и производств. В 1914г. издан указ, запрещающий торговлю не только водкой, но и пивом. Массово закрывались предприятия – производители пива. Решением уже Моссовета было разрешено производить пиво, разбавленное водой один к одному. Таким «пивом» торговали до 1921года. Необдуманная борьба с пьянством в 1985г. очередной раз приводит к резкому снижению производства пива. Но уже в начале 90-х годов как грибы после дождя стали появляться мини-пивоварни.  В настоящее время завершилась вторая волна в развитии пивной индустрии, характеризующаяся расширением производства за счет технического обновления крупных пивоваренных предприятий, часть которых находится в собственности иностранных компаний.

В России работает свыше 180 пивоваренных заводов, и каждый из них выпускает десятки сортов пива. В целом по стране продажа пива увеличилась в 3 раза за последние 5 лет. В 2000г. потребление пива на душу населения составило 35 литров. В Кузбассе потребление пива выросло с 2 млн. декалитров в 1999г. до 8,4 млн. декалитров в 2001г., т.е. примерно 3 декалитра  на душу населения.

Хорошо это или плохо?

В последнее время ведется дискуссия в связи с ростом производства и потребления пива в нашей стране. Высказываются полярные точки зрения. По мнению одних авторов, это позитивный процесс. Пиво – это полезный напиток считают они; в некоторых европейских странах (Германия, Чехия) потребление его составляет 100-120 л на душу населения и алкоголиков там меньше, чем в России, так как меньше пьют крепких напитков. К тому же, одна из рекомендаций ВОЗ по ограничению неблагоприятного влияния алкоголя на здоровье населения основана на необходимости изменения структуры потребления спиртных напитков в сторону малоалкогольных, в том числе и пива. Пиво должно способствовать  «вытеснению» со стола потребителей крепких алкогольных напитков.

К сожалению, в нашей стране этого не произошло: как уже говорилось, потребление пива за последние 5 лет увеличилось втрое, одновременно с этим в три раза  увеличилась продажа водки; потребление коньяка, шампанского, вина осталось на прежнем уровне.

В ассортименте пивоваренной продукции немалую долю составляют сорта пива с абсолютным содержанием алкоголя более 6%, которые по своим токсикологическим свойствам и характеристикам, а также уровню воздействия на организм человека можно отнести к алкогольным напиткам. В тоже время производство безалкогольного пива остается на низком уровне.

Таким образом, в отличие от ряда европейских стран, у нас в России рост производства пива не только не приводит к снижению потребления крепких алкогольных напитков, но и дополняет их.

Кроме того, отмечается ещё ряд негативных факторов: 

1.      Увеличивается потребление пива подростками, а также женщинами детородного возраста.

2.      Участились случаи нарушения технологии производства пива и несоответствия его качества установленным стандартам (так, например, в Кемеровской области в 1999г. из всех исследованных проб пива не соответствовало нормативам по микробиологическим показателям 9,9%, по санитарно-химическим показателям – 14%).

3.      В средствах массовой информации осуществляется агрессивная реклама пива, не сопровождаемая соответствующей информацией о негативных последствиях употребления его в больших количествах, особенно молодежью.

Почему это происходит?

Производство пива не требует больших затрат, спрос на эту продукцию был всегда. Эти обстоятельства плюс широкие возможности для рекламы своей продукции позволили воротилам пивного бизнеса быстро наращивать темпы производства.

Здесь большую роль играет несовершенство российского законодательства. Один закон гласит: «Нельзя рекламировать алкогольные напитки в электронных средствах массовой информации». В другом – «Об обороте алкогольной продукции» сказано, что  «пиво не относится к алкогольным продуктам». Хотя действующий в стране государственный стандарт на  «напитки безалкогольные», называет безалкогольным тот напиток, в котором доля этилового спирта составляет 1,2% об. Кстати подобный стандарт принят во многих странах (так, например, во Франции в СМИ разрешается реклама напитков, содержащих не более 1,2% об).

Именно благодаря массированной рекламе пива, всеобщей его доступности, относительно низкими ценами на пиво (к сожалению, иногда бутылка сока в 2-3 раза дороже такой же, но с пивом) возрастной порог потребления пива снижается, беспорядочность его потребления бьет в глаза. Солидный мужчина, школьник-лоботряс или симпатичная девушка с бутылкой – ныне неотъемлемая часть российского пейзажа.

Цель отечественных пивоваров очевидна. Они хотят догнать немецких коллег, доведя потребление пива до 110 л на душу населения. При этом умалчивается, что культура потребления пива на Западе совершенно иная. «Забывают», что в Европе и в Америке существуют жесткие ограничения. В США, Канаде и многих европейских странах продажа алкогольных напитков, и пива в том числе, лицам моложе 21 года запрещена. В Великобритании или, скажем, в отличающейся любовью к пиву Баварии никогда не увидишь человека гордо идущего по улице с бутылкой или банкой пива. А у нас сплошь и рядом. Там этот напиток любят, но пьют в пабах, пивных залах или барах, и не на голодный желудок, а со специальной закуской, и уж точно никто не будет мешать его с водкой или виски. А у нас запросто. На сегодняшнее «море пива» у нас нет ни пабов, ни пивных залов, ни специальных закусок. Совершенно отсутствует реклама здорового образа жизни – получается, нет альтернативы «пивному пузу»?

К чему это привело?

Телереклама на пиво стала, по сути, рекламой образа жизни и новой молодежной моды.

Пиво потребляет, в основном, молодежь. По данным центра социологических исследований министерства образования России «балуются пивком» две трети 13-летних подростков. А средний возраст приобщения к спиртному снизился до….11 лет. Наибольшей популярностью пользуются сорта с повышенным содержанием алкоголя (8,10,12% об). Как показывают социологические исследования, более половины подростков употребляют его регулярно.

Граница между безопасным (полезным) и рискованным потреблением алкоголя составляет, по мнению различных авторов:  для мужчин – 20-60 г чистого спирта в сутки, для женщин – 10-40 г. Систематическое превышение данной границы влечет за собой появление заболеваний, обусловленных алкоголем (цирроз печени, гипертония, язва желудка). Систематическое употребление чистого алкоголя в дозе 200г в день  неизбежно сопровождается формированием патологической зависимости от алкоголя (алкоголизма). Чтобы получить такую дозу необходимо выпить в день:  напитков крепостью 40% об – 0,5 л, или вина крепостью 12% об – 1,7 л, или пива крепостью 5-6% об – 3,5 л.

В таблице  приведены данные о дозе алкоголя и степени опьянения при употреблении 0,5 литра пива различной крепости.


Содержание алкоголя в пиве в % об.

Водочный эквивалент,

мл

Степень опьянения взрослого человека

(масса тела – 80кг)

Степень опьянения подростка

(масса тела – 40кг)

4

50

Отсутствует

Легкая

8

100

Легкая

Легкая

12

150

Легкая

Средняя

 

Анкетирование, проведенное НИИ наркологии Минздрава РФ, выявило, что школьники старших классов и студенты в течение дня выпивают 5-8 бутылок пива. Для молодого человека эта доза уже критическая – формирующая алкогольную зависимость. Все чаще в медицинские учреждения госпитализируются дети 12-14 лет с алкогольными отравлениями. Несформировавшийся детский организм остро реагирует на поступление этанола. Привыкание к алкоголю в этом возрасте развивается более быстро и последствия его губительны для здоровья, так как оно может привести к алкоголизму, способствовать развитию наркомании, вызвать нарушение репродуктивной функции молодого человека и нанести тем самым громадный вред его здоровью.

Пива стали больше пить и женщины, в том числе беременные, таким образом, мы начинаем подкармливать алкоголем будущее поколение уже в стадии внутриутробного развития. Ведь известно, что плацента не фильтрует алкоголь, и он сразу попадает в организм плода, что повышает риск появления на свет умственно неполноценного ребенка.

Соцопрос, проведенный ОЦМП совместно с КГМА, выявил, что в Кемеровской области больше всего потребителей пива среди молодых людей до 20 лет, как среди мужчин, так и среди женщин.

Здоровые силы общества  стараются привлечь внимание к этой проблеме, но не всегда успешно. Всем памятно поражение главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, вступившего в неравную схватку с пивоварами (Постановление №16 от 15.12.2000г.). Суть требований врача сводилась к признанию пива алкогольной продукцией и к ограничению его неумеренной и агрессивной рекламы, направленной прежде всего на молодежь. Будет ли успешной попытка Госдумы внести поправки в закон «О рекламе» покажет время.

 

Материалы МЗРФ

предоставил КМП ЦГБ.