Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15 % всех детских травм. При этом до 80 % школьников получают травмы на переменах.

Вообще детский травматизм подразделяется на четыре вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный. Риск возникновения травм у детей обусловлен их недисциплинированностью, неумением распознавать травмоопасную ситуацию, необученностью необходимым навыкам поведения, недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации, физической слабостью, определенными особенностями развития.

Около 70% школьных травм происходят во время бега и падений, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры, при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях) приходится менее 20%.

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры являются недочеты в  организации и методике проведения уроков, неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви, скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики, химии, также обусловлены в основном нарушениями правил безопасности и дисциплины.

Наиболее частая причина травм, полученных детьми в школе, - это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и прочее).

Количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной. А также во второй половине дня (с 16 до 20 часов).

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю.  Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11-14 лет.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды:  три года, семь лет и 11-12. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими.

Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось  77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах других людей или обстоятельства.

В последнее время серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки, становится гипокинезия (недостаточная двигательная активность). От ее последствий страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой ориентации в пространстве.

Итак, причинами детского травматизма  чаще всего становится поведение самого ребенка, получившего травму, а затем уже действия окружающих его сверстников и взрослых. Всемирная организация здравоохранения, рассматривая проблему травматизма, сформулировала девиз профилактической работы: «Единственная вакцина против травматизма – воспитание».
Игорь КРИВЦОВ,

врач ортопед-травматолог.