Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов, или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмичное течение.

Логоновризмом страдают чаще, дети, нежели взрослые. Распространенность заикания среди детей варьируется от 0,75 до 7,5%. У мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3% от взрослого населения. Имеется наследственная предрасположенность к этому недугу.

Наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученые - психиатр И.А.Сикорский и физиолог И.П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. И в начале девятнадцатого столетия были разработаны специальные методики, которые помогали избавиться от заикания и других нарушениях речи. Кроме этого, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи).

Механизм развития заикания это сложный и не до конца установленный процесс. Считается, что человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, нёбо и другие). Иногда могут возникать судороги мышц, которые участвуют в дыхании. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха). Заикание в основном возникает на согласных буквах. Наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами, простейшими, бактериями, грибами) и другие патологии. После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Такие детки эмоциональны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, часто волнуются. Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов. Стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Взрослые мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины.  Профессор И.П.Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развит лучше, чем у мужчин. У взрослых в развитии заикания имеют  роль наследственная предрасположенность (врожденная слабость центральных отделов речи), стрессовые ситуации, заболевания нервной системы, перенесенные психические травмы.

Существует два вида логоневроза: невротическая и неврозоподобная. При невротической форма заикания у больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм. Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). Заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры при этом не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения, психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции. Речь у детей ускорена они «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме этого бывает речь смазанной. Заболевание у детей возникает внезапно в возрасте от 2 до 6 лет. Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, он уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

Течение заболевания волнообразное, то есть периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок.  Если ребенок болеет, у него повышенная температура, кашель, то заикание у него не усугубляется. При этой форме может произойти излечение либо переход в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится все более тяжелым. И к 6-7 годам ребенок неохотно разговаривает с новыми людьми. А в 11-12 лет ребенок резко меняет поведение, он замыкается в себе, так как прекрасно осознает свой дефект и боится произвести неблагоприятное впечатление на собеседника. Развивается логофобия – боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинания в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания. У взрослых логофобия носит навязчивый характер, поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. Поэтому взрослые чувствуют себя социально неполноценными, они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

При неврозоподобной форме у больных из анамнеза выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности, была угроза выкидыша, асфиксия (удушье) либо травма в родах. То есть имеется органическое поражение головного мозга, и эта форма заикания лечению поддается труднее. При неврозоподобной форме заикания дефект речи не зависит от внешних факторов (например, эмоционального напряжения). В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы, физическое развитие несколько отстает от сверстников, они неловкие, у них плохая координация, расторможены, легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы. Плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической или интеллектуальной нагрузке. У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

У таких детей заикание начинается в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. В первые шесть месяцев заболевания, периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а светлые «промежутки» когда ребенок не заикается, не наблюдаются. Дети начинают добавлять в речь лишние фразы и слова: «а», «э», «ну» и другие. Речь ускорена или замедлена. Присутствует резкое нарушения дыхания во время речи: слова произносятся  или момент вдоха или в конце полного выдоха. А также имеется недостаточная подвижность, координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног, могут возникнуть судороги в мимической мускулатуре лица или рук. У таких детей плохо развивается музыкальный слух. И у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга. Нередко у таких детей понижена память, работоспособность, они быстро утомляются, страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность. При хроническом течении этой формы заболевания у взрослых  нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими, так как имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.  У них снижена адаптация к новым условиям, понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость. Если заниматься с логопедом регулярно и длительно, то у большинства больных возникает облегчение. Так как к развитию заикания приводит большое количество причин, то в его лечении принимают участие несколько специалистов: невропатолог, психиатр, психотерапевт, психолог, логопед, иглорефлексотерапевт, инструктор по лечебной физкультуре.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения будет, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания. Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный – от 10 до16 лет. Такие факторы, как легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, неблагоприятно сказываются на результатах лечения.

Заикание лечится амбулаторно и в стационаре. Применяются различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Что посоветовать родителям?

Детки - маленькие непоседы. Очень важно набраться терпения, организовать режим дня и правильное общение, соблюдать охранный речевой режим, следить за питанием.

Что делать взрослым пациентам?

Следует понимать, что это долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Пациент должен выполнять все рекомендации врача: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее. Не бояться, победить свой страх. Нужно вести дневник выступлений, быть инициатором в общении. Это дает хорошие результаты. Яркий пример – знаменитости, поборовшие свой недуг:  Уинстон Черчилль, Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Мэрилин Монро.

Ульяна ШАТАРСКАЯ,

врач- оториноларинголог поликлиники МБУЗ ЦГБ.