«Здоровье - наша профессия»

Меню сайта

Новости
Сведения о медицинской организации ГБУЗ МГБ
Приветствие главного врача
Общие сведения
Устав ГБУЗ МГБ
Лицензия
Актуальные лицензии
Архив
Администрация больницы
Структура ГБУЗ МГБ
Наши достижения
СМИ о нас
Наставничество
Положение о наставничестве
Приказ о наставничестве
Профсоюз работников здравоохранения
Профсоюзная жизнь
Коллективный договор
КД на 2022-2025г
КД 04.2020
История больницы
Целевое обучение
Информация для пациентов
Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Виды мед.помощи в ГБУЗ МГБ
Диспансеризация
ПАМЯТКА для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
Прикрепление к участку
Платные услуги
Специалисты предоставляющие платные услуги
Информация ОМС
Рекомендации врача
Здоровый образ жизни
Уголок онколога
Пациентские организации
Проверь своё здоровье
Анкета онкология
Анкета по здоровому образу жизни
Рекомендации Минздрава
Инфографика 2017
Статьи
Правила посещения пациента, находящегося в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ)
Доступная среда
Порядок ознакомления пациентов с медицинской документацией
Внутренний распорядок для пациентов стационарных отделений
Стоп аборт
Для специалистов
Кодекс этики и служебного поведения
Оценка условий труда
Клинические рекомендации
Cтандарты
план по внедрению
приказ №1257
профессиональные стандарты
Клинические протоколы
График онлайн вебинаров
Медицинские работники
Вакансии
Вышестоящие и контролирующие органы
Вышестоящие органы
Контролирующие органы
Система ОМС
Полезные ссылки
Горячая линия по коррупции
Документы
Федеральные
ФЗ №323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
ФЗ №326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
ФЗ № 2300-1 от 07.02.1992 г. "О защите прав потребителей"
Региональные
Приказ ДОЗН "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи».
Приказы ГБУЗ МГБ
Учетная политика
Контакты. Схемы проезда
Карта сайта
80летПобеды
Решаем вместе
Недовольны работой больницы?

Другие сайты

     Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов, или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмичное течение.

Логоновризмом страдают чаще, дети, нежели взрослые. Распространенность заикания среди детей варьируется от 0,75 до 7,5%. У мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3% от взрослого населения. Имеется наследственная предрасположенность к этому недугу.

Наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученые - психиатр И.А.Сикорский и физиолог И.П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. И в начале девятнадцатого столетия были разработаны специальные методики, которые помогали избавиться от заикания и других нарушениях речи. Кроме этого, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи).

Механизм развития заикания это сложный и не до конца установленный процесс. Считается, что человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, нёбо и другие). Иногда могут возникать судороги мышц, которые участвуют в дыхании. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха). Заикание в основном возникает на согласных буквах. Наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами, простейшими, бактериями, грибами) и другие патологии. После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Такие детки эмоциональны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, часто волнуются. Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов. Стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Взрослые мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины.  Профессор И.П.Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развит лучше, чем у мужчин. У взрослых в развитии заикания имеют  роль наследственная предрасположенность (врожденная слабость центральных отделов речи), стрессовые ситуации, заболевания нервной системы, перенесенные психические травмы.

Существует два вида логоневроза: невротическая и неврозоподобная. При невротической форма заикания у больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм. Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). Заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры при этом не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения, психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции. Речь у детей ускорена они «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме этого бывает речь смазанной. Заболевание у детей возникает внезапно в возрасте от 2 до 6 лет. Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, он уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

Течение заболевания волнообразное, то есть периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок.  Если ребенок болеет, у него повышенная температура, кашель, то заикание у него не усугубляется. При этой форме может произойти излечение либо переход в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится все более тяжелым. И к 6-7 годам ребенок неохотно разговаривает с новыми людьми. А в 11-12 лет ребенок резко меняет поведение, он замыкается в себе, так как прекрасно осознает свой дефект и боится произвести неблагоприятное впечатление на собеседника. Развивается логофобия – боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинания в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания. У взрослых логофобия носит навязчивый характер, поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. Поэтому взрослые чувствуют себя социально неполноценными, они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

При неврозоподобной форме у больных из анамнеза выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности, была угроза выкидыша, асфиксия (удушье) либо травма в родах. То есть имеется органическое поражение головного мозга, и эта форма заикания лечению поддается труднее. При неврозоподобной форме заикания дефект речи не зависит от внешних факторов (например, эмоционального напряжения). В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы, физическое развитие несколько отстает от сверстников, они неловкие, у них плохая координация, расторможены, легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы. Плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической или интеллектуальной нагрузке. У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

У таких детей заикание начинается в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. В первые шесть месяцев заболевания, периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а светлые «промежутки» когда ребенок не заикается, не наблюдаются. Дети начинают добавлять в речь лишние фразы и слова: «а», «э», «ну» и другие. Речь ускорена или замедлена. Присутствует резкое нарушения дыхания во время речи: слова произносятся  или момент вдоха или в конце полного выдоха. А также имеется недостаточная подвижность, координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног, могут возникнуть судороги в мимической мускулатуре лица или рук. У таких детей плохо развивается музыкальный слух. И у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга. Нередко у таких детей понижена память, работоспособность, они быстро утомляются, страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность. При хроническом течении этой формы заболевания у взрослых  нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими, так как имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.  У них снижена адаптация к новым условиям, понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость. Если заниматься с логопедом регулярно и длительно, то у большинства больных возникает облегчение. Так как к развитию заикания приводит большое количество причин, то в его лечении принимают участие несколько специалистов: невропатолог, психиатр, психотерапевт, психолог, логопед, иглорефлексотерапевт, инструктор по лечебной физкультуре.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения будет, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания. Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный – от 10 до16 лет. Такие факторы, как легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, неблагоприятно сказываются на результатах лечения.

Заикание лечится амбулаторно и в стационаре. Применяются различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Что посоветовать родителям?

Детки - маленькие непоседы. Очень важно набраться терпения, организовать режим дня и правильное общение, соблюдать охранный речевой режим, следить за питанием.

Что делать взрослым пациентам?

Следует понимать, что это долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Пациент должен выполнять все рекомендации врача: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее. Не бояться, победить свой страх. Нужно вести дневник выступлений, быть инициатором в общении. Это дает хорошие результаты. Яркий пример – знаменитости, поборовшие свой недуг:  Уинстон Черчилль, Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Мэрилин Монро.

Ульяна ШАТАРСКАЯ,

врач- оториноларинголог поликлиники МБУЗ ЦГБ.

 

 


652878, РФ, Кемеровская область, г. Междуреченск, бульвар Медиков, 9
e-mail: cgb@mcgb.ru , 08-muz-cgb@kuzdrav.ru