«Здоровье - наша профессия»
|
Меню сайтаОчередь на ВМП |
Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, подростки часто начинают употреблять психоактивные вещества (ПАВ), такие как табак, алкоголь, другие токсические вещества, которые наносят очень большой вред их здоровью. Давайте разберемся, почему подростки начинают употреблять ПАВ? В основе психологических причин лежит потребность подростков в изменении своего эмоционального состояния. Около половины школьников называют интерес к необычным ощущениям и переживаниям главным мотивом употребления, то есть здесь срабатывает любопытство. Возникающее в подростковом возрасте чувство взрослости, которое заключается в том, что подростки хотят быть самостоятельными, но в действительности это пока невозможно, так как они в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируют учителя. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен, в подростковых группах, где каждый стремится показать свою взрослость и завоевать авторитет. И, к сожалению, один из способов сделать это –употребление психоактивных веществ. Часто безделье, отсутствие каких-либо занятий, хобби, обязанностей подталкивают подростка к такому шагу. Зачастую подростки связывают ПАВ с ситуацией праздника, для усиления чувства радости. Примерно столько же выбрали в качестве главного мотива возможность забыть о личных проблемах, выйти из стресса. Большинство подростков понимают, что ПАВ не решают их жизненных проблем. Однако воспринимают их как способ адаптации к проблемной ситуации и снятия психологической нагрузки. Каковы первые настораживающие признаки употребления ПАВ? Резкие перепады настроения ребенка, которые нельзя объяснить переменами в реальной действительности. Настроение становится как бы волнообразным. У подростка нарастает безразличие ко всему, возможны уходы из дома и прогулы в школе. Стремление уйти от невзгод, неурядиц, стрессов, расслабиться, отвлечься. Высказываются необычные просьбы дать денег (если раньше это не наблюдалось), не объясняя цель их использования, или проявляя очевидную изворотливость, ложь. Появляются частые необъяснимые телефонные звонки. Снижается успеваемость. Подросток становится вялым, заторможенным, «погруженным в себя». Речь замедленная, невнятная. Возможны пошатывания при отсутствии запаха алкоголя изо рта. Если родители внимательно относятся к своему ребенку и именно на этом этапе заметили данные изменения и приступили к незамедлительным действиям ликвидации данной проблематики, то успех обеспечен на 97%. Второй момент: изменения ритма сна. Подросток в течение дня сонлив, вял, медлителен, а после вечерней прогулки выглядит бодрым, энергичным, готовым делать все что угодно, но только не ложиться в кровать. Он начинает избегать, уходить от общения с домашними, самоизолируется, перестает принимать участие в делах семьи. Болезненно реагирует на критику, ему невозможно сосредоточиться. Третий: изменение аппетита, манеры поведения за столом во время еды. Подросток может не есть целыми днями и не жаловаться на то, что он голоден. А после прогулки готов съесть «слона». Начинает отдавать предпочтение супермодной одежде – кожаным курткам с заклепками, массивным ремням с массивными бляхами, разрисованным знаками джинсам. Появляется специфический вкус к прическам. Вместе с тем наблюдается неряшливость в одежде и какое-то безразличное отношение к элементам гигиены. Как реагировать родителям, если заметили признаки употребления психоактивных веществ? 1. Соберите как можно больше знаний о преодолении данной проблемы. 2. Займите твердую позицию, однозначно дайте понять, что вы не позволите своему ребенку употреблять ПАВ. Проводите эту мысль регулярно. 3. Подкрепите свое твердое решение действиями, регламентирующими поведение подростка. Непреклонно добивайтесь исполнения им нравственных норм и правил. 4. Изучите признаки употребления психоактивных вещетв и внимательно следите, не обнаружатся ли они у вашего ребенка. Не позволяйте ему обмануть себя. Будьте в меру доверчивы. 5. Если вы подозреваете, что ребенок начал употреблять ПАВ, не притворяйтесь, что все в порядке. Изучите ситуацию более подробно. Пристально и внимательно наблюдайте за вашим ребенком. Отмечайте факты характерных поступков с указанием дат и времени. 6. Прежде чем начать серьезный разговор с вашим ребенком, составьте перечень причин, почему вы это делаете. 7. Приводите вашего подростка на разговор только тогда, когда он трезв и не находится под влиянием ПАВ, и когда вы спокойны и контролируете себя. 8. Во время разговора говорите о его поведении, используя конкретные примеры. Выражайте свои чувства спокойным и ровным тоном. Подчеркните, что вы не приемлете не самого ребенка, а его поведение, связанное с употреблением ПАВ. 9. Будьте готовы встретить сопротивление с его стороны. Приготовьтесь выслушать типичные заявления. Будьте готовы к тому, что подросток попытается вами манипулировать. 10. Если в разговоре участвуют оба родителя, чрезвычайно важно, чтобы вы были едины и последовательны в своем подходе. Будьте заодно. Не позволяйте ребенку играть на ваших разногласиях. 11. Если ваш ребенок утверждает, что проблемы не существует, тогда выполнение ваших условий поведения подростка, исключающих возможность употребления ПАВ, не вызовет у него никаких затруднений. 12. Протестуйте только против неправильного поведения, не ополчайтесь на своего ребенка как на личность. Выразите вашу безусловную любовь к нему. 13. Не поступаясь жесткостью требований, старайтесь сохранить открытость в общении с ребенком. Ваша задача всегда «держать дверь открытой». Помните и про специфические запахи – распаренного веника, ацетона, уксуса или растворителя. Если вы заметили перечисленные выше признаки, обязательно идите к специалисту, так как сам подросток уже не сможет выбраться. Он уже зависит не от себя, а от ПАВ. В перспективе это – преступник, убийца или самоубийца. Важнейшая задача родителей по раннему выявлению употребления подростками ПАВ – это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить первые случаи употребления психоактивных веществ. Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь подростка от потребления ПАВ. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат. Здоровое отношение в семье. Доверие, принятие, уважение и поддержка – это то, что дает каждому члену семьи опору и возможность устоять в тяжелой ситуации. Отсутствие доверительного общения с вами заставляет подростка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения с подростком. При этом не будьте навязчивы. Главное, чтобы он чувствовал вашу заинтересованность и желание помочь. Заинтересованная занятость подростка. Очень важно, чтобы у подростка было увлечение, хобби. Посещение каких-либо секций (спортивных либо творческих) предоставляет ему возможность проявить себя, что способствует повышению уверенности в себе и личностному развитию. Ставьте себя на его место. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда это ему необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Старайтесь больше времени проводить вместе, иметь общие дела и занятия. Чем больше у него будет интересов и увлечений, тем менее вероятно, что он попадет в плохую компанию. Внимательно относитесь к окружению подростка. Убедитесь, что вы знаете, с кем дружит ваш ребенок, общайтесь с его друзьями. Подавайте пример. Родительское пристрастие к ПАВ, и в то же время декларируемый запрет на это для подростка, дает повод обвинить вас в неискренности, «двойной морали». Одобряйте и поощряйте социально – желательное поведение подростков. Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным, нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, стимулирует ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление ПАВ. Некоторые родители постоянно критикуют своих детей, совсем не замечая положительных черт их характера. Старайтесь обращать внимание на любые мелочи в поведении, которые характеризуют его с позитивной стороны. Некоторые подростки довольно совестливые и, зная, что вы ожидаете от них только хорошего поведения или видите в них только хорошее, начинают себя вести именно так, как нужно, чтобы не разочаровать и оправдать ваши ожидания. Токмагашева В.В., психолог психоневрологического диспансера.
| ||||||