Одним из важных условий успешной учебы в школе является правильно построенный режим дня школьника. Длительное пребывание детей в условиях большого коллектива может явиться причиной повышенной утомляемости. Дети могут уставать от шума, постоянного общения со взрослыми и сверстниками. При этом они должны научиться подчинять свои желания интересам коллектива, требованиям дисциплины, им недопустимо бегать, прыгать, играть и разговаривать на уроках со сверстниками. Выполнение этих требований связано с напряжением нервной системы ребенка и является для многих детей трудной задачей, особенно для первоклассников, что может вызвать у детей негативное отношение к учебе, перевозбуждение, нарушение сна.
Организация разумного, соразмерного ритма смены труда и отдыха, питания и сна благотворно влияет на развитие организма ребенка, в том числе, и его нервной системы. Поэтому четкий режим дня ученика является лучшей мерой воспитания в нем самостоятельности, собранности и целеустремленности, а также предупреждения чувства постоянной усталости, апатичности, нервозного, раздражительного состояния.
Для правильного роста и развития помимо посещения уроков в ежедневном режиме должно быть отведено достаточно времени на сон, в том числе дневной (для младших школьников или в период восстановления ребенка после болезни), прогулку, самоподготовку, общественно полезный труд, посещение творческих кружков и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.